Бюджетирование

Помните, что деньги обладают способностью размножаться

Бенджамин Франклин

 

 

В новый год серьезные компании приходят с откорректированным или совсем новым бюджетом. И это не дань моде, а серьезный документ – план, в котором отражено то, что должна достичь компания и какие ресурсы она для этого будет использовать.

В разных организациях свои особенности составления бюджета. В крупных компаниях, как правило, бюджет состоит из нескольких частей, которые составляют отдельные структуры: отдел финансов, отдел продаж, отдел маркетинга и др. В средних компаниях немного проще. Отдел маркетинга аккумулирует, проверяет и корректирует информацию, поступившую из отдела продаж, согласовывает с отделом продаж окончательный вариант и верстает документ для утверждения руководством. В небольших компаниях «бюджетное разнообразие» настолько велико, что подвести под общий знаменатель систему бюджетирования невозможно. И все-таки некоторые ключевые моменты составления бюджета должны быть в любых формах бизнеса.

1. Ориентация на историю

При составлении бюджета необходимо отталкиваться от истории продаж и тех возможностей, которые появились или должны появиться у компании для достижения целей.

Я выступаю за табличное предоставление данных, это очень наглядно и удобно.

 

2. Ориентация на рост цен

Здесь важно предусмотреть влияющие факторы и спрогнозировать период и изменение цен.

 

3. Ориентация на рынок

В этой части нужно проанализировать клиентскую базу и может быть оговорить план с ключевыми покупателями.

4. Ориентация на ключевые показатели

Конечно, бюджет представляет собой гораздо большую работу и по финансам и по видам продукции. Отталкиваясь от информации выше, вы уже можете сами «строить» формы бюджета в зависимости от специфики компании.

Внимание! За свою практику я ни разу не видела бюджета, который бы не подлежал коррекции в течение года. Поэтому вводите изменения своевременно с описанием влияющих факторов.

Есть несколько вариантов: вводить в каждый лист файла бюджета формы план/факт, создавать первичный и рабочий вариант бюджета, исправлять данные непосредственно в первоначальном файле.  Плюсы и минусы этих методов, уверенна, вы понимаете сами.

 

 

Инна Феллер